поиск

Программа по утилизации поднимет цены на машины


Как известно, госпрограмма утилизации автомобилей должна стартовать 8 марта. На итоговой конференции ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) представители Минпромторга дали понять, что действуют под девизом «Главное — начать, а время покажет». И пока толком никто не знает, как программа будет работать, дилеры жалуются, что покупатели уже отложили намерения о покупке автомобиля до весны, что сразу же сказалось на результатах продаж. По данным РОАД, по сравнению с прошлым годом сбыт новых автомобилей упал на 30%.

Между тем, выгода от отложенной покупки может оказаться небольшой: дилеры, которые сохраняют большой список вопросов к разработчикам программы, намерены компенсировать свои затраты новыми ценами как на услуги, так и на новые автомобили.

Проблема усугубляется еще и тем, что владельцы старых машин должны подать заявку о намерении до 5 марта, а списки дилеров, участвующих в программе (их около 400), а также утилизационных предприятий (50 компаний) появятся на сайте Минпромторга только в ближайшие дни. 

И несмотря на то, что к участию в эксперименте допускаются все желающие автодилеры, большинство с большим недоверием относятся к эксперименту, в ходе которого рискуют понести убытки и даже стать объектами судебного преследования. При этом в Минпромторге уверяют, что несмотря на то, что предприятий по утилизации транспортных средств в России немного и они рассредоточены по стране, проблем с утилизацией машин не должно возникнуть. «Не придется везти машину из Мурманска во Владивосток», — говорят чиновники.

Участие в программе повлечет за собой хоть и мелкие, но неприятные расходы для дилера, говорят продавцы, кроме того, в ходе реализации программы возникает целый ряд рисков и неурегулированных вопросов, основные из которых — снятие машины с учета в ГАИ, хранение сданных автомобилей на стоянке, их транспортировка до пункта утилизации и исполнение отсроченного платежа в 50 000 руб. со стороны государства. Большинству дилеров придется брать с участников программы деньги за допуслуги, комментируют программу продавцы машин. В Москве, например, снятие с учета авто в ГАИ обходится от 7 000до 13 000 руб. Где дилер эти деньги возьмет? Потребитель может, конечно, сделать это бесплатно, отстояв в очереди день, а то и два. Но дилеру стоять в очереди некогда и он вынужден будет обращаться за услугой в специализированные компании. Соответственно, возмещая свои затраты за счет потребителя.

Кстати, вопрос с доверенностью тоже пока еще не решен, что дает огромные возможности мошенникам. В проекте приказа порядка проведения эксперимента сказано, что достаточно доверенности в простом виде, то есть от руки. Иными словами, любой может написать ее себе сам от имени другого человека и действовать: сдавать машину, получать ваучер, а потом приходит реальный владелец и говорит, я доверенности не писал. Доверенности от руки в ГАИ принимают только на управление транспортным средством, а на отчуждение — только нотариальные. Услуги нотариуса стоят от 500 до 1 000 рублей. Эти деньги дилеры собираются также взять с потребителя.

Не меньшая проблема — хранение хлама на собственных площадках, что чревато затратами на содержание дополнительного персонала, аренду земли и т. д. В Москве, например, большое количество иногородних автовладельцев, которые имеют право прийти к столичному дилеру и сдать свой автохлам именно ему, что заранее обрекает дилера на долгие муки общения с ГАИ (необходимо будет делать официальный запрос по месту регистрации — минимум два-три месяца). Все это время дилер должен будет держать старые машины у себя. Даже в идеальном случае на покупку машины по схеме утилизации будет уходить около двух недель.

Но более всего продавцы боятся транспортировки сданных машин до пункта утилизации. Напомним, на эти цели правительство готово выделить дополнительный 1 млрд. руб., то есть в среднем по 5 000 руб. на одну машину (из расчета всего 200 000 автомобилей). Ясно, что этих денег не хватит. Как не хватает и мощностей по утилизации сданных машин. А это значит, что дилер будет ждать своей очереди, «охраняя» хлам у себя, либо везти утиль за тридевять земель, платя за это из собственного кармана.

Добраться до Краснодара из Сочи, рассказывает один владелец автосалона, это 400 км по серпантину. Везти можно только эвакуатором по одной машине за раз, а транспортировка машины из Сочи в Краснодар стоит около 10 000 рублей.

Возврат денег. Дилеры будут фактически кредитовать потребителя за свой счет и только после отправки всех документов о проделанной работе в министерство смогут вернуть 50 000 руб. Большинство опасается ситуации, которая случилась в США в прошлом году, когда многие дилеры столкнулись с задержкой платежей, либо уже субсидировали покупателей, но опоздали к правительственной раздаче. Ожидается, что деньги будут возвращаться дилеру в течение двух-трех недель — дилеры же опасаются, что на самом деле этот срок может затянуться на месяцы, если не на годы. Кроме того, как отмечают эксперты, здесь существует проблема и с налогообложением. «Ведь 50 000 руб. попадают под НДС, – комментирует еще один дилер. – В результате на некоторые машины скидка в 50 000 руб. окажется больше, чем маржа в 15 000 руб. То есть так мы бы заплатили налоги с 15 000 руб., а сейчас вынуждены будем платить с 50 000 руб., то есть формально мы рискуем попасть вообще в минусовую зону!»

И только представители рынка утилизации рады эксперименту. Объем в 200 000 автомобилей утилизаторы называют «ерундой» — технические мощности, например, по Московской области позволяют переработать такой объем без труда. Однако заместитель генерального директора «Втормет» Юрий Воронцов, замечает, что на утилизацию 200 000 автомобилей желающих может и не найтись. Мощности переработать такое количество автомобилей позволяют, но дилеры могут поднять цены на машины — причем на 10–15%, чтобы окупить свои риски. И тогда программа попросту встанет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий